Педиатрический факультет
О факультете
Педиатрический факультет нашего университета является одним из старейших в России.
Особенностью обучения на факультете является то, что наряду с базовыми знаниями, общими для всех факультетов, студент педиатрического факультета должен изучить особенности здорового и больного ребенка. В нашей стране уже десятилетия существует уникальная система подготовки педиатров высокого класса. Сейчас мировая медицинская общественность все более утверждается во мнении, что Россия обладает уникальным опытом подготовки высококвалифицированных врачей-педиатров, начиная с додипломного этапа.
Педиатрический факультет основан в 1930 году. В то время он именовался „факультетом охраны материнства и детства“. В послевоенные годы в университете проводилась большая работа по укреплению факультета. Организована кафедра детских инфекционных болезней, которую возглавляла профессор Е. И. Желябовская, а с 1964 года — Н. Р. Иванов (в последующем — член корреспондент АМН СССР, в течение 29 лет руководивший СГМУ). В 1949 году база педиатрического факультета укреплена созданием новых кафедр: пропедевтики детских болезней, факультетской педиатрии, госпитальной педиатрии. В 1959 году в строй вступил лечебный корпус для педиатрических клиник на 360 коек — основная база преподавания клинической педиатрии. В 1937 году организована кафедра детской хирургии, которую возглавил профессор Н. В. Захаров — один из пионеров детской хирургии в стране.
Становление педиатрической школы пришлось на 60-70 годы и связано с плодотворной работой профессоров Л. А. Лисенковой (кафедра пропедевтики детских болезней), Л. Е. Лагутиной (кафедра факультетской педиатрии), В. С. Андреевой (кафедра госпитальной педиатрии). Сложились основные научные направления: кафедра пропедевтики детских болезней — детская эндокринология; кафедра факультетской педиатрии — детская нефрология; кафедра госпитальной педиатрии — детская гастроэнтерология. Приоритетными направлениями на кафедре детской хирургии, возглавляемой доцентом Г. М. Славкиной, а с 1976 г. профессором В. Ф. Горяиновым, являлись лечение гнойно-септических заболеваний и политравмы, хирургия мочевыводящих путей.
В 90-е годы началась смена поколений. К заведованию кафедрами пришли молодые профессора, продолжившие сложившиеся традиционные направления кафедр и обогатившие их новыми идеями. Заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней — проф. Н. Е. Болотова — нутрициология детского возраста, восстановительная медицина, кафедра факультетской педиатрии — В. И. Горемыкин (с 1997 по 2002 гг. — ректор СГМУ) — психологические аспекты педиатрии, кафедра госпитальной педиатрии — проф. А. С. Эйберман — эндоскопическая диагностика, муковисцидоз. В дальнейшем на кафедре получили развитие детская ревматология, пульмонология, неонатология (зав. кафедрой проф. Ю. В. Черненков). На кафедре детской хирургии под руководством доцента Ю. В. Филиппова наряду с традиционными направлениями получили развитие детская эндокринная и эндоскопическая хирургия. В новом столетии в клинике хирургии детского возраста под руководством профессора Д. А. Морозова, помимо детской уроандрологии и детской эндокринной хирургии, одними из приоритетных направлений работы стали: эндоскопическая хирургия, неонатальная хирургия, пластическая хирургия врожденных пороков развития головы и шеи.
На педиатрическом факультете обучается более 1300 студентов. Ежегодно выпускается около 200 специалистов, почти 10% из которых имеют дипломы с отличием.
Обучение ведется в несколько этапов. На первых курсах изучаются предметы гуманитарного и медико-биологического профиля, на 3-5-м — медико-профилактические и общепрофессиональные клинические дисциплины. Дисциплины специальности изучаются в течение 4 лет (с 3 по 6 курсы), и на шестом курсе студенты сдают итоговый междисциплинарный экзамен по всем основным разделам педиатрии и детской хирургии. По окончании университетской программы выпускники получают квалификацию — врач-педиатр.
Педиатрический факультет имеет уникальную клиническую базу — отдельный корпус Университетской клинической больницы № 1 им. С.Р. Миротворцева.
Основной принцип подготовки будущих врачей — практико-ориентированное обучение. Студенты непосредственно вовлекаются в работу клиник, начиная с 1-го курса — на практических занятиях и в ходе ежегодных учебных и производственных практик.
После успешного прохождения государственной итоговой аттестации и получения диплома выпускники проходят первичную аккредитацию специалиста, и только после этого молодой врач получает право самостоятельной работы. Такой многоступенчатый контроль качества подготовки педиатра обусловлен высочайшей ответственностью за жизнь и здоровье ребенка.
Вся система обучения на педиатрическом факультете обеспечивает подготовку квалифицированных детских врачей. Факультет проводит необходимую коррекцию учебных планов, имея конечную цель — совершенствование подготовки педиатра, способного успешно работать в сложившейся системе здравоохранения.
За время обучения студенты могут реализовать свои индивидуальные склонности в различных аспектах врачебной деятельности: на каждой кафедре функционируют студенческие научные кружки, где можно заниматься исследовательской работой, углубляя свои знания и практическую подготовку. Работы студентов педиатрического факультета неоднократно отмечались дипломами межрегиональных, всероссийских и международных форумов. Студенческий научный кружок кафедры хирургии детского возраста является бессменным победителем всероссийских конкурсов и олимпиад.
Ежегодно на базе спортивно-оздоровительного лагеря „Медик“ организуется междисциплинарный форум по проблемам педиатрии и детской хирургии — „Захаровская школа“ с участием ведущих ученых и специалистов России, студентов и ординаторов Сеченовского медицинского университета, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, других медицинских вузов.
В Университете действует и расширяется программа академической мобильности. В рамках международного обмена лучшие студенты факультета проходят практику в клиниках стран Европы: Сербии, Греции, Словении, Болгарии, Германии. По программе Российско-Китайской Ассоциации медицинских университетов студенты проходят обучение в Международных Школах на базе вузов КНР.
Студенты педиатрического факультета — это особая категория обучающихся, которые в своем образовании сочетают успехи в научной и творческой сфере с огромным количеством знаний, как по педиатрическим, так и по общеклиническим дисциплинам. Это позволяет, еще обучаясь в вузе, выбирать различные направления своей профессиональной траектории, в рамках инновационных образовательных проектов „Врач будущего“ и Школы мастерства, а выпускники могут работать в любой отрасли медицины.